Вождение при эпилепсии

Законы, регулирующие вождение автомобиля больными эпилепсией, различны в разных странах, а в США — даже в разных штатах.

По существующим данным, риск дорожно-транспортных происшествий для больных эпилепсией несколько превышает популяционный и соответствует таковому при других заболеваниях (сердечно-сосудистые заболевания, диабет). В тоже время риск, связанный с вождением в нетрезвом состоянии и превышением скорости, значительно выше.

Несмотря на то, что основным критерием безопасного вождения является интервал времени с момента последнего приступа, в разных странах существуют значительные различия в законах о водительских правах для больных эпилепсией. В некоторых странах (Япония, Греция, Бразилия, Индия, Россия) вождение автомобиля запрещается после первого приступа. В других странах (Канада, США) вождение автомобиля разрешается по истечение 3-месячного срока с момента последнего приступа. Наиболее «безопасным» межприступным периодом считается срок 2 года (Международное Бюро эпилепсии, 1989). Однако сроки периода отсутствия приступов, необходимые для получения прав на вождение, определяются местными законами, они могут быть больше или меньше по продолжительности). В некоторых случаях имеет значение и тип приступа. Так, иногда при наличии только простых парциальных или миоклонических приступов вождение разрешается. В других странах (штатах) при наличии любых типов приступов водить машину запрещается.

Относительно грузовых перевозок и пассажирского транспорта законодательные ограничения обычно более строгие. Людям с эпилепсией запрещен выбор профессий, связанный с управлением транспортными средствами (работа машинистов поездов, водителей автобусов, летчиков, служба в армии, на военно-морском флоте и др.), так как в этих ситуациях создается угроза для жизни людей в случае возникновения приступа.

В России вождение машины при эпилепсии официально запрещено.

Специальная комиссия по управлению транспортными средствами при эпилепсии, созданная при Междунарожном Бюро Эпилепсии (International Bureau for Epilepsy ― IBE) получила подтверждение из Брюсселя о вступлении в действие директивы Европейского Союза 209 / 112 EC от 29 августа 2009 года. Данная директива Евросоюза вводит в силу рекомендации по управлению транспортными средствами для больных эпилепсией, которые были разработаны рабочей группой экспертов под руководством д-ра Eric Schmedding и представлены на рассмотрение Европейской Комиссии в 2005 году.

Во всех странах, входящих в состав Европейского Союза, должен быть введен в силу новый закон или внесены поправки в существующие законы в соответствии с полученной директивой за период длительностью не более 1 года. Для многих стран, ставших полноправными членами ЕС в недавнем прошлом, это может привести к значительным изменениям современного законодательства в связи с существованием в этих странах тотального запрета на управление транспортными средствами для людей с эпилепсией. В целом, в результате принятых мер значительно больше людей, лишенных возможности вождения автомобиля, получили эту возможность, так как введенный в некоторых странах необоснованный тотальный запрет на вождение автотранспорта был снят.

В соответствии с новым законом, для получения разрешения на вождение автомобиля необходим бесприступный период длительностью 1 год для водителей транспортных средств, относящихся к группе 1 (автомобиль, мотоцикл). Для некоторых государств-членов Евросоюза, таких как Франция и Нидерланды, введение нового закона может означать ухудшение условий для людей с эпилепсией, так как бесприступный период, требуемый для получения водительских прав в этих странах, в настоящее время короче.

Для страдающих эпилепсией водителей транспортных средств, отнесенных к группе 2 — водителей грузового транспорта (автобусы, грузовики и др.) введение новой директивы означает расширение существующих возможностей. Во многих странах введен тотальный запрет на управление этими видами транспортных средств для людей, у которых когда-либо возникали эпилептические приступы; однако, в соответствии с новым законом, больные эпилепсией, у которых ремиссия сохраняется (эпилептические приступы отсутствуют) после полной отмены всех антиэпилептических препаратов в течение 10 и более лет, могут получить право на вождение грузового транспорта. В большинстве стран Европейского Союза будут внесены поправки в существующие законы, отражающие эти нововведения.

Важно отметить, что роль членов IBE в странах Европейского Союза в настоящее время включает привлечение внимания законодательных органов своих стран к данной директиве и контроль за введением нового закона.

Специальная комиссия по управлению транспортными средствами при эпилепсии будет искать пути оказания помощи членам организаций IBE и ILAE для приведения в действие новых законодательных норм в своих странах.

Директива Комиссии

Директива Комиссии 2009/113/EC (от 25 августа 2009)

Директива Европейского парламента и Европейского совета «О водительских удостоверениях» 2006/126/EC с учетом последних поправок, связанных с Директивой Комиссии

Директива Комиссии 2009/112/EC (от 25 августа 2009)

Директива Европейского парламента и Европейского совета «О водительских удостоверениях» 91/439/EEC с учетом последних поправок, связанных с Директивой Комиссии

Раздел «Эпилепсия»

12. Эпилептические приступы или другие состояния, проявляющиеся внезапным нарушением сознания, представляют серьезную опасность, значительно повышая риск дорожно-транспортных происшествий, при их возникновении у водителей автотранспорта.

Эпилепсия определяется как два или более эпилептических приступа, возникавших менее 5 лет назад (если после последнего приступа прошло менее 5 лет). Провоцируемый эпилептический приступ — приступ, вызванный известным провоцирующим фактором, которого можно избежать. (EN 26.8.2009 Official Journal of the European Union L 223/33.)

При возникновении первого или изолированного (однократного) эпилептического приступа или эпизода потери сознания рекомендуется отказаться от вождения автотранспорта. Необходимо составление отчета специалиста с указанием периода ограничения прав на управления транспортными средствами и рекомендаций по дальнейшему наблюдению.

Во всех случаях принципиально важную роль играет установление специфического эпилептического синдрома и типа приступов, что позволяет провести адекватную оценку безопасности, связанной с вождением автотранспорта (включая риск дальнейших приступов) и назначение адекватной терапии. Эти мероприятия должны быть проведены неврологом.

Группа 1:

12.1. Водители с эпилепсией, управляющие транспортными средствами, отнесенными к группе 1, должны находиться под наблюдением и проходить периодическое медицинское освидетельствование до тех пор, пока длительность ремиссии (бесприступного периода) не достигнет 5 лет.

Диагноз эпилепсии является показанием к ограничению прав на управление автотранспортом и требует направления извещения в органы, ответственные за выдачу водительских удостоверений.

12.2. Провоцируемые эпилептические приступы: при возникновении провоцируемых эпилептических приступов, связанных с известными провоцирующими факторами, вероятность возникновения которых во время вождения автотранспорта исключена, соискатели водительских прав могут быть признанными годными к вождению автотранспорта на индивидуальной основе, в зависимости от заключения невролога (оценка должна проводиться с учетом других важных разделов Приложения III (например, в случаях алкоголизма и других сопутствующих заболеваний).

12.3. Первый или одиночный непровоцируемый эпилептический приступ: при возникновении первого непровоцируемого приступа разрешение на вождение автотранспорта дается соискателю водительских прав через 6 мес. бесприступного периода, при условии проведения подробного медицинского обследования. Законодательные органы конкретных стран могут разрешить водителям, имеющим дополнительные факторы, указывающие на благоприятный прогноз, приступить к вождению автотранспорта в более сжатые сроки.

12.4. Эпизоды потери сознания другой этиологии: эпизоды потери сознания должны оцениваться в зависимости от существования риска их рецидива во время вождения автотранспорта.

12.5. Эпилепсия: водители или соискатели водительских прав могут считаться годными к вождению автомобиля спустя бесприступный период длительностью 1 год.

12.6. Эпилептические приступы, возникающие исключительно во сне: водители или соискатели водительских прав, никогда не имевшие эпилептических приступов, кроме эпилептических приступов, возникающих исключительно во сне, могут считаться годным к вождению автомобиля, если данный приступный паттерн сохраняется в течение периода времени, длительность которого не меньше длительности бесприступного периода, требуемого для получения прав на управление транспортными средствами для больных эпилепсией. При возникновении эпилептического приступа в период бодрствования требуемая для получения водительских прав длительность бесприступного периода составляет 1 год (см. раздел «Эпилепсия»).

12.7. Эпилептические приступы, не оказывающие влияния на сознание и двигательную активность: соискатели водительских прав или водители, у которых никогда не возникали эпилептические приступы, кроме приступов, не приводящих к нарушению сознания и не вызывающих функциональных нарушений, могут считаться годным к вождению автомобиля, если данный приступный паттерн сохраняется в течение периода времени, длительность которого не меньше длительности бесприступного периода, требуемого для получения прав на управление транспортными средствами для больных эпилепсией. При возникновении эпилептического приступа любого другого типа требуемая для получения водительских прав длительность бесприступного периода составляет 1 год (см. раздел «Эпилепсия»).

12.8. Эпилептические приступы, возникшие на фоне изменения терапии и спровоцированные снижением доз антиэпилептических препаратов: пациенту рекомендуют отказаться от вождения автотранспорта на период отмены антиэпилептической терапии и в течение 6 мес. после прекращения лечения. Эпилептические приступы, возникшие на фоне изменения или отмены антиэпилептической терапии, производимой по назначению врача, требуют отказа от вождения в течение 3 мес. при условии возобновления предшествующей, ранее эффективной терапии.

12.9. После хирургического лечения эпилепсии: см. раздел «Эпилепсия».

Группа 2:

12.10. Соискатель водительских прав должен находиться в ремиссии требуемой длительности без приема антиэпилептических препаратов. Необходимо регулярное медицинское обследование и наблюдение. Требуемые критерии, выявленные при неврологическом обследовании: отсутствие серьезного поражения мозга и отсутствие эпилептиформной активности на электроэнцефалограмме (ЭЭГ). После возникновения острого эпизода необходимо проведение ЭЭГ и подробного неврологического исследования. (EN L 223/34 Official Journal of the European Union 26.8.2009)

12.11. Провоцируемые эпилептические приступы: при возникновении провоцируемых эпилептических приступов, связанных с известными провоцирующими факторами, вероятность возникновения которых во время вождения автотранспорта исключена, соискатели водительских прав могут быть признанными годными к вождению автотранспорта на индивидуальной основе, на основании мнения невролога. После возникновения острого эпизода необходимо проведение ЭЭГ и подробного неврологического исследования.

При выявлении структурного поражения мозга, сопряженного с повышением риска возникновения эпилептических приступов, водителям не разрешается управление транспортными средствами, относящимися к категории 2, до тех пор, пока риск эпилепсии не снижается до ≤ 2% в год. Оценка должна проводиться с учетом других важных разделов Приложения III I (например, в случаях употребления алкоголя).

12.12. Первый или одиночный непровоцируемый эпилептический приступ: при возникновении первого непровоцируемого приступа разрешение на управление транспортными средствами дается через 5 лет бесприступного периода без проведения антиэпилептической терапии, при условии проведения подробного неврологического исследования. Законодательные органы конкретных стран могут позволить водителям, имеющим факторы, которые указывают на благоприятный прогноз, приступить к вождению автотранспорта в более сжатые сроки.

12.13. Эпизоды потери сознания другой этиологии: эпизоды потери сознания должны оцениваться в зависимости от существования риска их рецидива во время вождения автотранспорта. Риск рецидива должен составлять ≤ 2% в год.

12.14. Эпилепсия: необходима ремиссия продолжительностью 10 лет без приема антиэпилептических препаратов. Законодательные органы конкретных стран могут позволить водителям, имеющие факторы, которые указывают на благоприятный прогноз, приступить к вождению автотранспорта в более сжатые сроки. Последнее также относится к случаям «юношеской эпилепсии».

Некоторые заболевания головного мозга (например, артериовенозные мальформации или внутримозговое кровоизлияние) сопряжены с риском возникновения эпилептических приступов, даже при отсутствие эпилептических приступов в настоящий момент. В таких ситуациях оценка должна проводиться врачом-экспертом; разрешение на вождение дается после снижения риска возникновения эпилептических приступов до ≤2% в год. (EN 26.8.2009 Official Journal of the European Union L 223/35)